Детское экспериментирование – основа познавательно - исследовательской деятельности дошкольников, сложный многогранный процесс, включающий в себя живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Для этого в нашей группе созданы все условия: оборудована мини-лаборатория, с необходимым набором инструментов и материалов, зоны активности: «Ферма», для изучения жизни домашних животных, «Лес и дикие животные», макеты: «Аквариум», «Жилище человека», в уголке природы собраны разнообразные растения. Так же совместно с детьми и родителями были собраны коллекции «Мир камня», «Виды тканей», «Бумажная история».
Исследование - это активная деятельность детей, позволяющая раскрыть тайны устройства материалов, веществ, образующих эти материалы, разобраться в связях и взаимодействиях между явлениями окружающего мира, упорядочить и систематизировать свои знания. Круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники, постоянно расширяется. Исследуя камни, дети не только классифицировали их, а так же провели опыты и выявили взаимодействие с различными материалами. Отметив свойства и характеристики камней, предположили возможности их использования. И сделали вывод, что камень важный элемент в природе и жизни человека.
Тайны земных недр и далеких планет открылись ребятам в экспериментах «Извержение вулкана», «Солнечная система».
Работа по развитию у детей интереса к растениеводству была организована через опытническую деятельность «Волшебные семечки». Познакомились с понятием «микро зелень» и ее полезными свойствами.
Один из самых любимых материалов для исследования – бумага. Ее существует множество видов. На ней можно рисовать, ее можно смять, разрезать, порвать, намочить, испачкать, даже гладить! Но, как оказалось, ее нельзя постирать и зашить. Чтобы бумага опять стала чистой и целой. Поэтому к бумаге надо относиться аккуратно и бережно.
Вынеся зимой воду на прогулку, предложили детям самим решить, что они хотели бы исследовать. Тем самым не только обобщили представления о зиме, явлениях природы, но и продолжили ознакомление с агрегатными состояниями воды, свойствами льда и снега.
Всем известно, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме. А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. Так было, когда ребята выразили сожаление, что такую красоту, как веточки в инее нельзя взять в группу. Тогда предложили им самим сделать «иней», который может находиться в тепле. Провели опыт: «Выращивание кристаллов» (на основе воды и соли) и получили «веточки в инее».
Живая природа – это тоже объект исследования: «Чем нюхает червяк?», «Сколько шуб у зайца», «Как появляется птица?».
Опыты, проделанные с детьми, позволили узнать и о человеке: «Цвет кожи», «Стук сердца», «Вижу, слышу, говорю, чувствую».
Во время организации и проведения познавательно – театрализованной деятельности «Путешествие Капитошки», ребята не только показали знания о взаимодействии живой и неживой природы, но и раскрыли свои творческие способности.
Внедряя любую экспериментально-исследовательскую деятельность, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ реализации.
Организация всех видов исследовательской деятельности предполагает, что любое ознакомление с окружающим миром для детей должно стать радостным, познавательным, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность, пытливость, самостоятельность, которые обеспечивают повышение уровня работоспособности и адаптивности в окружающей действительности.