Администрация городского округа ЗАТО Светлый
Саратовская область

Вы скоро останетесь без связи: мошенники стали выдавать себя за сотовых операторов

Вы скоро останетесь без связи: мошенники стали выдавать себя за сотовых операторов.
Если вам звонят от имени мобильного оператора, чтобы продлить действие договора связи, – скорее всего, это мошенники.

Звонящий утверждает, что вот буквально завтра заканчивается ваш договор на мобильную связь. Если его не продлить, вы не сможете звонить, отправлять смс и пользоваться мобильным интернетом. Номер у вас отберут и передадут другому человеку.

Мошенник утверждает, что автоматически продлить договор невозможно, по новому закону он обязан подтверждать паспортные данные абонентов. В офис приезжать не обязательно: все можно сделать через госуслуги. Достаточно продиктовать код из смс.

Конечно, коды из смс никогда и никому говорить нельзя, и многие это знают. Если отказаться, мошенник не будет упорствовать и повесит трубку: его ждет следующий из списка обзвона. Но если почувствует ваши сомнения, постарается дожать: мол, речь о деньгах не идет и вы ничем не рискуете. Вам же хотят сэкономить время. Если позволить себя уговорить и сказать код, произойдет неожиданное. Мошенник закричит: «Ха-ха, мы увели ваш аккаунт госуслуг!» – и бросит трубку. Может показаться, что в этом и была его цель и теперь придется разгребать кредиты, взятые на ваше имя. Но цель афериста гораздо серьезнее, и взлом госуслуг – только начало схемы. В конце вы отдадите мошеннику все свои деньги.

Опасность схемы в том, что у вас будет мало шансов избежать развода после того, как сообщите код. Поэтому не поленюсь повторить: даже если ситуация кажется безобидной, никогда и никому не говорите коды из смс.

Разберемся, как работает схема и чего на самом деле хотят мошенники.

Зачем мошенники признаются, что обманули.

Итак, мошенники сразу сообщают человеку, что взломали его госуслуги. Выглядит диковато: ведь чем позже жертва узнает, что ее обманули, тем больше времени у афериста воспользоваться плодами своей деятельности. А так он даже не успеет оформить кредит: пострадавший сразу поднимет тревогу, а то и сможет перехватить контроль над аккаунтом. На то и расчет. Человек сразу пытается зайти на госуслуги, пароль не подходит, он пробует восстановить доступ – и сайт задает ему контрольный вопрос. Здесь жертву ждет новая ловушка, заметить которую почти невозможно, если не знать обо всей схеме заранее. Вместо контрольного вопроса будет написано что-то вроде «Ваша учетная запись заблокирована из-за подозрений на мошенничество. Срочно позвоните по такому-то номеру».

Главный подвох в том, что сообщение действительно показывается на официальном сайте госуслуг. Не каждый заметит надпись «Контрольный вопрос» и поле для ввода с серенькой подписью «Ответ». А если и заметит, подумает, что так сделали специально – для редких ситуаций, когда аккаунт крадет мошенник. На самом деле это сообщение и есть контрольный вопрос. С помощью кода из смс мошенник получил доступ к госуслугам и поменял пароль, а вместо контрольного вопроса подставил текст с номером телефона. В такой ситуации совершенно естественно решить, что это номер технической поддержки, – и позвонить. После этого начнется новый этап схемы.

Мошенники используют механизмы госуслуг, чтобы пострадавший поверил: номер, на который нужно позвонить, действительно принадлежит госуслугам. Но если посмотреть внимательно, понятно, что аферисты заменили контрольный вопрос призывом позвонить им.

Что будет, если позвонить по номеру из контрольного вопроса.

Начнется классический развод из серии «вас беспокоит служба безопасности». Но благодаря предварительному этапу изменилось два момента: позвонили вы сами, а номер телефона – не случайный, а с официального сайта госуслуг. Поэтому вы точно выслушаете все, что вам скажут. «Специалист» сообщит, что в вашем аккаунте на госуслугах зафиксировали подозрительную активность, поэтому его заблокировали, чтобы преступники не могли взять кредит на ваше имя. У вас спросят, не звонили ли недавно мошенники с просьбой продиктовать код из смс. В ответ на вашу историю человек поцокает языком: «Ну что же вы, код из смс никому говорить нельзя. Вот вас и взломали». Вас предупредят: раз мошенники получили доступ к госуслугам, они наверняка уже украли персональные данные. С их помощью можно попасть в личный кабинет интернет-банка и украсть все деньги. И даже оформить кредиты – и тоже украсть. В этот момент у человека обычно начинается паника. Но его успокаивают: мол, не переживайте, мы обязательно защитим ваши деньги. Но для этого их нужно срочно снять в банкомате и положить на специальный защищенный счет. Сразу после этого доступ к госуслугам восстановят, данные изменят – и мошенники не смогут вас обокрасть. Схему с «защищенным счетом»уже знают все. Разумеется, деньги попадут на счет мошенников и вернуть их уже не получится.

Что выдает обман.

Мошенники стараются как можно быстрее вывести человека из равновесия: говорят быстро и напористо, пугают отключением мобильной связи, обещают запросто решить все проблемы. А чего стоит спектакль с госуслугами! От такого спасает только тренировка и изучение актуальных схем.

Если почувствовали, что на вас давят, срочно берите паузу. Скажите «минутку, надо открыть дверь», положите телефон на стол и отойдите от него на пару шагов. Если вам попытаются помешать – не слушайте. Нужна буквально минута, чтобы сделать пару глубоких вдохов, выпить стакан воды и включить мозг.

После этого станут видны основные уловки мошенника.

У вас просят код из смс. Не устанем повторять: передавать его нельзя даже другу-свату-брату или начальнику на работе. Даже если вам говорят, что это просто чтобы не приезжать в офис для продления договора.

Угрожают завтра же расторгнуть договор. Настоящий мобильный оператор не станет этого делать, даже если отключит связь из-за неуплаты.

Сообщение вместо контрольного вопроса на госуслугах. Если присмотреться к странице, можно заметить, что это обычная форма контрольного вопроса с ответом для восстановления доступа. Никто не будет использовать ее для того, чтобы что-то сообщить пользователю.

Предлагают снять деньги в банкомате и положить их на «защищенный счет» в Центробанке. Таких счетов не существует ни в ЦБ, ни в других организациях. Кроме того, если вас убеждают снять наличные в банкомате для пополнения другого счета, это всегда мошенники. То, что в этой схеме вы сами им звоните, ничего не меняет.

Что делать, если потеряли доступ к госуслугам.

Если аферисты изменили пароль и контрольный вопрос от госуслуг, восстановить доступ самостоятельно не получится – придется обращаться в МФЦ.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie